«Газ» и «тормоз» сексуального влечения: как они работают?

TvoiSex.ru
http://v2.tvoisex.ru/templates/Default/images/logo.png

Реже, чем раньше, хотите заниматься сексом? Или, наоборот, не можете перестать думать о нем? Возможно, у вас неполадки в модели двойного контроля. Рассказываем, что это такое и как система «газ-тормоз» влияет на нашу сексуальную жизнь.

Что происходит в нашем мозге и организме в целом в те моменты, когда мы хотим или, наоборот, не хотим секса?

В отделе головного мозга, который регулирует сексуальные ощущения, есть своего рода педали газа и тормоза: система сексуального возбуждения и система сексуального подавления. Первая запускает желание, а вторая по тем или иным причинам ему препятствует.

Эта модель двойного контроля помогает каждому из нас понять собственное сексуальное поведение. Ее разработали ученые-сексологи Эрик Янсен и Джон Бэнкрофт. А их коллега, Эмили Нагоски, эксперт в области полового воспитания, в своей книге «Как хочет женщина» помогает разобраться в этой теме.

«Газ» и «тормоз»

Система сексуального возбуждения (SE) — это педаль газа, которая реагирует на сексуальные стимулы. По сути это все, что мы видим, слышим, чувствуем и воображаем на тему секса. Все, что наш мозг привык ассоциировать с возбуждением.

Когда мы невольно нажимаем на газ, мозг отправляет в гениталии сигнал: «Включиться!» И заставляет оценивать все то, что нас окружает, на предмет сексуально провоцирующих факторов. При этом мы не чувствуем, что нажали на газ, пока не начинаем испытывать сексуальное возбуждение.

Система сексуального подавления (SI) — это педаль тормоза, которая реагирует на возможные угрозы. То есть это команда «выключить», которую запускает наш мозг в ответ на «опасные» факторы — ими могут быть хоть страх инфекции, хоть проблемы в отношениях.

Существует два вида тормозов:

Ножной. Работает по тому же принципу, что и газ, то есть реагирует на внешние раздражители и отправляет мозгу простой сигнал: «Выключиться!» Он очень похож на педаль тормоза в автомобиле, когда мы видим препятствие на дороге и тормозим в последний момент. Такой тормоз включается, когда мы чувствуем реальную опасность и боимся последствий, к которым может привести секс.

- Ручной. Это более мягкий и слабый сигнал от мозга. Он похож на: «да нет, спасибо, не сейчас». Этот тормоз сопряжен с нашими внутренними страхами, не связанными с безопасностью, — например, со страхом неудачи, когда мы подавляем возбуждение или вовсе отказываемся от секса, так как боимся не достичь оргазма. 

Ручной тормоз помогает нам не возбудиться в самый неподходящий момент, к примеру, на работе или на встрече с друзьями. Партнер вас обнимает, вы испытываете прилив нежности, и тут в комнату входит ваша бабушка. И вы нажимаете на тормоз.

Так и выходит, что газ постоянно ищет сексуально возбуждающие факторы, а тормоз — сигналы, которые мозг воспримет как причину для подавления сексуальных желаний.

Системный сбой

Если мы часто не хотим секса или, наоборот, испытываем постоянное желание, то, вероятнее всего, у нас какие-то неполадки в работе системы. Так бывает, когда газ не получает достаточно серьезного стимула. Или когда на тормоз приходит слишком сильный стимул.

Люди, которые страдают от недостатка сексуального желания или невозможности испытать оргазм, уверены, что суть проблемы в возбуждении — в слабой работе педали газа. Но это не так. Чаще всего причина именно в тормозе — он останавливает нас, когда мы уже возбуждены или близки к этому, и не дает идти дальше.

Как двойной контроль работает у мужчин и у женщин

Педали газа и тормоза весьма стабильны: их базовые настройки в течение жизни кардинально не меняются. Но у всех они устроены по-разному. Именно поэтому у нас разные сексуальные темпераменты. Стоит отметить и то, что чувствительность этих двух механизмов тесно связана с обстоятельствами и нашим настроением.

Так, считается, что мужчин более чувствительный газ, а у женщин активнее тормоз. Но и тут все зависит от конкретного человека: у некоторых мужчин может быть довольно слабый газ и чрезмерно активный тормоз. А у некоторых женщин процессы возбуждения работают сильнее, чем процессы торможения.

Этот факт опровергает растиражированное мнение, что «женщин сложно возбудить и легко остановить». Или что «женщин секс привлекает меньше, чем мужчин». Сами механизмы мозга показывают, что в этом вопросе все очень индивидуально.

Можно ли улучшить работу системы? 

Каждый из нас может воздействовать на газ и тормоз собственных желаний — давать мозгу новые стимулы и максимально раскрывать свой сексуальный потенциал.

 Ведь способность по-настоящему возбуждаться зависит не от пола и даже не от механизмов работы мозга, а от контекста, в котором формируется желание.

Наш мозг способен «привязать» абсолютно любой стимул либо к возбуждению, либо к подавлению сексуального желания. В его роли может выступать абсолютно любой запах, вкус, картинка — все, к чему приучен наш мозг.

И хотя многие аспекты системы двойного контроля даются нам от рождения (например, наш уровень чувствительности), мы можем их менять во взаимодействии с окружающими. Помогают здесь любовь, доверие в отношениях и желание пробовать новое.

«Как хочет женщина. Мастер-класс по науке секса», Эмили Нагоски

Манн, Иванов и Фербер, 2021

С момента выхода первого издания в 2015 году в науке и обществе произошло очень много изменений, и Эмили отредактировала и дополнила книгу, чтобы отразить эти изменения.

В новом издании:

- более глубокое понимание индивидуальных различий в «модели двойного контроля», лежащей в основе сексуального желания;

- более подробное исследование потребностей, наслаждения, ожидания, сексуального желания и удовлетворения;

- важные новые исследования об оргазме и работе мозга, удовольствии vs желании, а также об осознанности в сексе.


Источник: книга Эмили Нагоски «Как хочет женщина. Мастер-класс по науке секса».



Другие статьи категории Ответы на вопросы
Задайте вопрос
Спасибо

Ваш вопрос для нас очень важен!