«Русская народная тантра» и традиционная индийская тантра: отделяем зёрна от плевел

TvoiSex.ru
http://v2.tvoisex.ru/templates/Default/images/logo.png
Сегодня любой крупный город России пестрит вывесками и объявлениями: «Тантра клуб», «Занятия тантрой», «Тантра интенсив» и прочее. На этих занятиях нам обещают не только какие-то неведомые сексуальные наслаждения, но приятным довеском и открытие третьего глаза, прочищение чакр, поднятие Кундалини и прочие радости эзотерической экзотики. Современный обыватель, не имеющий ни времени, ни сил на докапывание до сути, просто не в состоянии разобраться, что же это ему предлагают под соусом из тантры. Попробуем ему помочь в этом нелёгком деле.

Итак, изучив многочисленные предложения от московских «знатоков тантры», мы выяснили, что на этих занятиях нам предлагают:
— снятие психологических и телесных зажимов
— возможность хоть где-то и хоть с кем-то поговорить о сексе
— освоение некоторых массажных техник
— упражнения в парах и в группе, которые позволяют снять коммуникативный барьер

Да, возможно, определённую пользу такие тренинги могут приносить – но, самое любопытное, ни форма, ни содержание подобных занятий ни имеют никакого отношения к традиционной индийской тантре.

Тантризм – это религиозно-философская, эзотерическая традиция, использующая в качестве своих священных текстов тантры. Эта традиция получила распространение в индуизме и буддизме.Словосочетание «религиозно-философская» указывает на неразделимость религиозных и философских элементов тантризма. В Индии, в отличие от западных философских систем, не закрепилась практика отстранённого, «теоретического» познания истины, а значит, и не произошло отрыва философии от религии.

Философия тантризма опирается на следующие моменты:


1. Цель тантризма – окончательное освобождение от круговорота рождений и смертей (от сансары). Освобождение («мокша») – это кардинальная цель не только тантрического пути, но и всех индийских традиций.

2. «Освобождение» («мокша») связывается с многообразием чувственного опыта, прежде всего с наслаждением. Идея «наслаждения» («ананды»). С точки зрения тантрических мыслителей, в основе вселенной находится одушевляющий её абсолютный принцип, высшая реальность (далее – ВР).

3. ВР – это вечное соединение двух первопринципов, мужского и женского, которые персонифицируются в виде пары божественных супругов – Шивы и Шакти, находящихся в сексуальном союзе. Подчёркиваются не столько сами эти аспекты, сколько их тесная связь друг с другом. Иными словами, ВР – это «ананда», т. е. вечное блаженство, проистекающее из союза двух полярных принципов.

Ананда представляет собой своего рода архетип любого возможного вида блаженства на эмпирическом уровне, которое всегда бессознательно стремится к этому идеалу и никогда его не достигает (в силу своей ограниченности во времени); кроме того, ананда – это та высшая полнота, из которой может возникнуть всё, это творческий матрикс мироздания. Поскольку Шакти не отделима от Шивы, выступая как его непосредственный агент по отношению к миру, то в тантрических практиках особую роль приобретают близкие отношения между женскими и мужскими партнёрами. Сексуальные практики, в которых посвящённые стремятся воспроизвести космическую иерогамию двух аспектов Абсолютного, занимают важное место в тантризме.

4. Идея Шакти как высшей универсальной энергии. Сакрализация женского начала. К примеру, с точки зрения последователей каликулы, Шакти полностью тождественна Абсолюту, она и есть этот Абсолют; без неё ничто не может совершиться, она – начало всего. Шакти – это Абсолют в материнском облике (шримата), рождающая мир и взращивающая его так, как рождает ребёнка и вскармливает его своим молоком любящая мать. Это первичная сила (адьяшакти), которая созидает, поддерживает и поглощает все стороны мироздания.

5. Женское начало в индуистской тантре понимается как динамичное, производящее, источник развития реальных эмпирических феноменов. Поскольку мир производится усилием Шакти, он не может не быть сакральным: ведь всё, что исходит от богини, божественно. Эта идея приводит к недвойственности тантрического восприятия мира и тантрической практики. То, что многими духовными учениями отвергается как нечистое (например, тело может пониматься как источник греха, секс может толковаться как похоть и разврат), в тантрической практике используется как способ преодоления дуальности и приближения к единой реальности.
Шашибхушан Дасгупта пишет: «Абсолютная реальность, как считается, имеет два аспекта-атрибута – негативность и позитивность, статичность и динамичность, покой и подвижность, чистое сознание и чистое действие, субъективность и объективность, наслаждающееся и наслаждаемое.

В абсолютном бытии эти два аспекта связаны друг с другом в состоянии абсолютной недвойственности, но в процессе становления или феноменализации происходит отделение и дуализация. Этот процесс изменений или становления через двойственность есть опутывание, связанность, и окончательное избавление от неё есть освобождение. Тайна всякой эзотерической садханы – разрушить все принципы дуализма и достичь окончательного состояния недуальности».

6. Идея тесной взаимосвязи микрокосмического (индивидуально-телесного) и макрокосмического (или трансцендентного) уровней. Как говорит Вишвасара-тантра относительно тела, «то, что есть здесь, имеется и в другом (мире); то, чего нет здесь, нет нигде». К примеру, сакральному центру индийского универсума, горе Меру, соответствует позвоночник, внутри которого располагается центральный энергетический канал (сушумна). Чакры, духовные центры «тонкого» тела – это питхи, традиционные места паломничества, и в то же время это семь миров индийской мифологии. В теле пребывают и самые высшие существа – Шива (Сознание) и Шакти (Энергия).

Тантристы полагают, что у основания позвоночного столба индивида, на уровне тонкого тела, располагается Энергия, для названия которой они используют слово «Кундалини» (что обозначает «свернувшаяся кольцами»). Эта энергия находится у обычных людей в непробуждённом состоянии (она как бы «спит»), свернувшись в три с половиной витка. Пробудившись в результате особых усилий практикующего, Кундалини по психоэнергетическим каналам устремляется вверх, к Шиве, проходя на своём пути сквозь особые энергетические центры энергии – чакры. Наконец, тело как сакральное вместилище содержит в себе и все цели человеческого бытия. По словам «Маханирвана-тантры» (VIII. 140), человеческое тело – это вместилище Дхармы (служения своему Делу), Артхи (благополучия), Камы (чувственности) и Мокши (освобождения).

7. Представление об индивидуальном теле как о «зародыше» Вселенной. Физическое тело видится как эпитома вселенной и воплощение божественного начала. Отсюда – огромное практическое значение йоги. Тантристы исключительно высоко оценивают тело, считая его храмом, в котором обитает вечная душа, частица Бога («Пара-мартхасара», 5, «Куларнава-тантра» (IX. 42). Храм, будучи святыней, не может быть нечистым или греховным, поэтому мнение о нечистоте тела тантристы считают неверным. Без тела нет и человека как такового, не говоря уже о том, что без тела невозможно никакое его духовное развитие. В каком-то смысле можно говорить даже о существовании «культа тела» в тантризме.

Однако тело – лишь инструмент для достижения самых высших духовных целей. Этот инструмент должен быть доведён до высшей степени совершенства. Практикующий стремится преобразить тело, развив его внутреннюю силу, обычно пребывающую в «спящем», т.е. неактивированном состоянии. Обретение контроля над этими энергетическими потоками тела совпадает с достижением высших состояний сознания.

Как мы видим, индийская традиционная тантра – глубоко философична. При этом «русская народная тантра» совершенно не предполагает не только сколь-нибудь глубокую философию, но и философию как таковую. «Делай, как я» — вот главный принцип «русской народной тантры»: преподаватель показывает какие-то упражнения, а ученики их выполняют. Теория оказалась излишней.

Кроме того, индийский тантризм духовно элитарен, недоступен для непосвящённых – передача знания происходит по цепи учительской преемственности (парампара) и предполагает принятие учеником серии посвящений (инициаций). При этом учитель тщательно отбирает учеников, достойных получения знания, и долго, годами, испытывает их, проверяя прочность их морально-этических качеств и наличие необходимых для постижения тантры качеств характера (терпеливость, настойчивость в достижении целей, упорство в освоении сложной теории, скромность и другие). Важно отметить также то, что отношения учителя и ученика не имеют под собой никакой коммерческой почвы – знание не продаётся, оно бесплатно передается достойным.

При этом «русский народный тантризм» демонстрирует диаметрально противоположный подход – в нём не существует института учителей, не предполагается отбор учеников, не проводятся дальнейшие посвящения тех, кто прошёл отбор. И, конечно же, основа «русского народного тантризма» — коммерческая выгода ведущих тантра-тренингов.

При этом ведущие тантра-тренингов, давая посетителям упражнения и техники работы с психикой и телом, направленные на решение сексуальных проблем, в 8 из 10 изученных нами случаев не имели соответствующего образования ни в области работы с психикой (психологическое образование), ни в области работы с телом (медицинское или спортивное образование), ни в области сексологии (профессиональная переподготовка или повышение квалификации в рамках психологического или медицинского образования).

Таким образом, как мы видим, не имеющие образования и соответствующей квалификации предприимчивые граждане просто вырезали из традиционной индийской тантры идею сакральности сексуального взаимодействия, позаимствовали красивое название «тантра», завернули в блестящую обертку из фрагментов психологии сексуальности — и на этом зарабатывают большие деньги.

Конечно, нет ничего плохого в зарабатывании денег – речь идёт о том, что подменяются понятия и одни явления выдаются за другие. Если бы ведущий тантра-тренинга получил образование по психологии и сексологии и вёл бы свои авторские тренинги, не прикрываясь вывеской индийской тантры, а, например, заявляя новое направление своей, авторской тантры, то морально-этических вопросов к нему не было бы. Вопросы, и морально-этического, и уголовно-правового толка появляются тогда, когда ведущими тантра-тренингов производятся умышленный обман, злоупотребление доверием и введение в заблуждение людей, стремящихся решить проблемы своей сексуальной жизни.


Другие статьи категории Ответы на вопросы
Задайте вопрос
Спасибо

Ваш вопрос для нас очень важен!